Подпишись

Происхождение жизни: от материи к живой биологии

Экология аознания: Каков рецепт жизни? Если бы вы создавали клетку с нуля, какие ингредиенты вам были бы нужны? В какой среде вы превращали бы неживую материю в живую клетку? На эти вопросы пытается ответить гарвардский биохимик Джек Шостак

Происхождение жизни: от материи к живой биологии

Каков рецепт жизни? Если бы вы создавали клетку с нуля, какие ингредиенты вам были бы нужны? В какой среде вы превращали бы неживую материю в живую клетку? На эти вопросы пытается ответить гарвардский биохимик Джек Шостак, воссоздавая динамический мир, в котором была рождена жизнь.

Шостак пытается выяснить, сколько существует различных рецептов сотворения жизни. Как жизнь появилась на Земле и может ли она зародиться на другой планете другим образом?

«Мы смотрим на очень тонкий срез общей проблемы, — говорит Шостак. — Мы предполагаем, что у нас есть химические блоки жизни: и тогда задаемся вопросом, что нам нужно сделать, чтобы эти химические вещества собрались вместе и заработали как клетка?». Шостак, несмотря на его скромность, является важной фигурой в биохимии — лауреат нобелевской премии, профессор генетики и ученый Медицинского института Говарда Хьюза — и проект, которым он занимается, по его словам, обращается к самой интересной проблеме в химии. Переход от химии к биологии — от вещества к жизни.

В своей лаборатории Шостак воссоздает химию ранней Земли, еще до зарождения жизни, чтобы увидеть, как базовые строительные блоки жизни — липиды, нуклеотиды и аминокислоты — начали собираться в более крупные структуры: мембраны, молекулы РНК и пептиды. Он хочет знать, как материя перетекла из формы безжизненных реакций в химию первых простейших живых клеток.

Такие примитивные клетки, или протоклетки, должны были быть проще любых современных клеток, организация которых основана на «центральной догме» биологии: ДНК, содержащая генетический код клетки в цепи нуклеотидов A, T, G и C, транскрибируется в РНК, и затем фабрики под названием рибосомы транслируют РНК в последовательности двадцати аминокислот, составляющих протеины. Эти протеины управляют почти всеми операциями клеток, от бактерий до людей: движение, метаболизм еды, удаление отходов, ускорение и замедление химических реакций, которые копируют наши гены.

Но в самом начале протеинов не было: как же клетки эволюционировали, чтобы создать их? И как появилась первая клетка, как пересекла границу из химии в новый, живой мир биологии?

Жизнь, вероятно, зародилась в небольшом пруду или озере, считает Шостак, не в океане, как полагает множество людей. Бассейны с дождевой водой обеспечивали свежую водную среду, в которой могли образоваться нежные клеточные мембраны из простых жирных кислот, которые мгновенно уничтожились бы в соленых океанах. В некоторых таких прудах смешивались ключевые элементы, нагревались и остывали в правильной последовательности, чтобы стать жизнью. Неживые молекулы, накапливавшиеся под толстой кожей, каким-то образом получили возможность самовоспроизводиться и эволюционировать: такой Шостак видит дефиницию жизни.

Очень вероятно, считает Шостак, что жизнь зародилась рядом с гидротермальным источником: подводной струей горячей воды, вытекающей в холодную воду ледяного озера. Это было и печью, и морозильником, в котором ингредиенты жизни готовились, остывали, оттаивали в необходимом для нуклеиновых кислот порядке, проходя через циклы воспроизводства, и жирные кислотные мембраны позволили питательным веществам проходить в клетку.

Первая простая «протоклетка», которую Шостак пытается воспроизвести в лаборатории — просто моток генетического материала, окруженный толстой кожей — начала копировать себя с минимальными вариациями, и эти вариации добавляли преимуществ определенным клеткам. Это разнообразие привело к конкурентному процессу дарвиновской эволюции, считает Шостак, а в конечном счете и к дереву жизни, какой мы ее знаем сегодня.

«Главное — это старт, переход от нуля генов к одному гену». Этот момент «старта» и является центром исследований Шостака: найти первую «живую химию», переход от химии к биологии: когда набор молекул впервые стал живой штукой.

Постепенно усилия Шостака привести молекулы к жизни в лаборатории проливают свет на то, как могла начаться жизнь как на Земле, так и где-либо еще во Вселенной. опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное